Коворкинг как альтернатива аренды офиса в БЦ

Недоверчивое отношение ко всему новому — типичное поведение для рынка российской коммерческой недвижимости. Предвзятость не позволяет дать объективную оценку, в результате чего многие проекты прекращаются еще на стадии основания. Несмотря на сложный старт, коворкинги заняли уверенную позицию в профессиональном сегменте. Они утратили статус временного приюта для студентов и перешли в сферу успешного и эффективного бизнеса, стали достойной альтернативой аренды офиса в бизнес-центре.

Современные коворкинги существенно отличаются от своих предшественников. Заметно увеличилась их площадь. Если раньше помещения были очень скромными по площади, сейчас это рабочие пространства, которые начинаются от 1 тыс. кв.м. Арендодатели уделяют гораздо больше внимания созданию креативного дизайна.

На сегодняшний день можно выделить четыре разновидности помещений, в которых открываются коворкинги:

  • равномерное распределение между рабочими зонами без четких акцентов на соответствие определенному типу;
  • экологичное рабочее место, окруженное большим количеством живых растений;
  • коворкинг, ориентированный на проведение конференций, семинаров, тренингов и других мероприятий;
  • респектабельное пространство с дорогим интерьером для респектабельных арендаторов, которым важен премиальный статус и наличие поблизости банкетных залов и ресторанов.

Современная коворкинг-среда сместила свои акценты в сторону корпоративных клиентов. Отчасти это делается для того чтобы устроить «встряску» засидевшимся в традиционном офисе бизнес-центра сотрудникам. Оказавшись среди креативных стартаперов, они начинают подходить к работе более творчески и заметно повышают ее эффективность. В числе посетителей коворкингов много талантливых фрилансеров, которых крупные компании могут привлечь к работе над проектами.

Для коворкинга очень важна локация. Удобное расположение в уже сформировавшихся деловых зонах и неподалеку от станций метро — одно из ведущих требований для таких проектов.

При всей своей динамичности современный рынок коворкинга находится в начальной фазе становления. Лидерами рыночного сегмента стали компании, которые не стремились к созданию данного формата и просто сдали свободную площадь, чтобы она не простаивала и приносила прибыль.

По мере того как на рынке появлялись новые участники, коворкинг-центры вынуждены были снижать арендные ставки, делая посещение более доступным. Расширен диапазон услуг, сегодня в коворкинге можно получить в свое распоряжение множество позиций: от обычного принтера до бухгалтерского и юридического сопровождения или аренды переговорной комнаты.

Четкое структурирование рынка коворкингов и его устойчивое становление говорят о том, что направление будет стремительно развиваться. Данному факту способствуют низкие, в сравнении с арендой офисов в БЦ airportcity.spb.ru, арендные ставки и значительное количество свободных вакансий.

Можно выделить несколько векторов развития:

  • увеличение плотности рассадки;
  • увеличение средних размеров коворкинга и его вместимости;
  • увеличение доли корпораций в числе клиентов коворкинга;
  • рост спроса на коворкинг-пространство в регионах.

Впереди — масштабное развитие коворкингов в регионах. Самыми востребованными данные помещения являются в Москве, Санкт-Петербурге и других мегаполисах, но уже сегодня в каждом городке с населением в 500-600 тыс. создан профессиональный коворкинг.